Итоги 2025: интервью с директором Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина Любовью Березиной

Итоги 2025: интервью с директором Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина Любовью Березиной

все новости

2025 год стал для Алтайского краевого театра драмы имени В.М. Шукшина временем рекордов, смелых проектов и новой глубины диалога со зрителем. О главных событиях, ценностях и планах на юбилейный 105-й сезон мы поговорили с директором театра Любовью Михайловной Березиной.


— Любовь Михайловна, 2025 год был для театра невероятно насыщенным. Если бы нужно было выделить его главное слово-определение, какое бы это было? И почему?

— Замечательный год. Удивительное ощущение, что зрители решили нас порадовать. Согласно данным, у нас сильно увеличилась загрузка зала. Мы никогда, ни разу театр не зарабатывал столько денег, сколько в этом году. Для меня это восхищение зрителями и коллективом. Всё, к чему мы стремились, мы практически выполнили. Любовь зрительская отражается на всех показателях. Я всегда говорю: зрители голосуют ногами. В этом году они проголосовали за нас и сказали: «Ребята, вы на правильном пути, продолжайте». Если выделять несколько слов, то это были бы «рекорды», «взаимность» и, конечно, «благодарность» — нам было за что благодарить и зрителей, и нашу команду.

— Театр в этом году получил новые награды. Для вас, как для директора, что важнее: признание профессионального сообщества или живой, аншлаговый отклик зрителя?

— Выбрать сложно, но на первом месте у меня все-таки зрители, а дальше уже критики и профессиональное сообщество. Нам повезло, что у нашего главного режиссёра Артема Терёхина получается делать спектакли и для зрителей, и для критиков — это редкость. Мне хочется работать на зрителей, мы для этого существуем. Нас содержит государство, а значит, мы не можем быть вне зрителей. Пусть критики ругают, главное — чтобы зрители ходили. Вот пример — «Интуиция». Сколько критиков ни смотрело, все говорят: «Ерунда». А мы как только выходим в продажу — билеты мгновенно исчезают. Только ради этого стоит работать.

— Этот сезон открыли не в фойе, а на площади — «Театральной аллеей». Это был стратегический шаг, чтобы стать ближе к зрителям? Что это дало театру?

— Мы перед каждым сезоном стараемся выходить к зрителям на улицу: читали стихи, пели песни. Поняли, что зрителям интересна такая форма. Хотелось напомнить: мы есть, мы соскучились, открываем сезон — приходите. Это сработало. Зрителям интересно прикоснуться к прекрасному, сфотографироваться с артистами, примерить театральные атрибуты. Большая заслуга в этом режиссера Виктора Осипова, который умеет разговаривать со зрителями. Благодаря ему проходят такие добрые, тёплые мероприятия-диалоги.

— В год 80-летия Победы театр создал спектакль «А в доме том солдата ждут». Как нашли в себе смелость взяться за такую пронзительную, не театральную в обычном смысле, тему? И что вы вынесли из поездок с этим спектаклем по сёлам? Зачем современному театру быть мобильным?

— Мы были на гастролях в Луганске, видели людей, переживших ужасы. Появилась миссия — рассказать о тех, кто их освободил. Мне на электронную почту постоянно приходят пьесы про героизм, но это часто что-то громкое, а хотелось душевного, теплого. Так родилась идея поработать с Виктором Осиповым. Задача была рассказать о наших ребятах, обычных юношах, которые почему-то пошли на войну и стали героями. Работали с ветеранской организацией, общались с родителями погибших. Было страшно. Но когда родители пришли на сдачу спектакля и одна мама после него подошла к актёру и обратилась: «сыночек»... Это было что-то! Стало понятно: проект должен жить не только на нашей сцене. Начали строить планы: показать в районах, на малой родине наших героев…

Важно рассказывать молодому поколению о Родине и героизме. Ребята шли не деньги зарабатывать, а Родину защищать. После поездок в районы мы видим глаза детей, наполненные слезами, и понимаем — ради этого стоит жить. Для многих молодых артистов эта поездка в Луганск стала переломным моментом в осмыслении многих вещей. А ребята из районов никогда не приедут к нам — значит, нам нужно приехать к ним. Это наша социальная миссия. Мы были первыми в России, кто выпустил спектакль на тему СВО по реальным историям.

— В этом году вы не только руководили, но и вышли на сцену в спектакле о своей жизни. Каким был этот опыт — быть не «у руля», а внутри процесса, под руководством режиссера?

— Это называлось «Вспомнила детство»! Я ходила в драматический кружок, но никогда не мечтала быть актрисой. На первой репетиции попросила коллег не смеяться. Все старались помочь. Это замечательный опыт, который я не повторю. Наверное, помогло и то, что сцены я не боюсь. После этого вечера, который назывался «Театр с любовью», я поняла главное: мы и правда работаем с любовью. Та отдача, которая была от артистов... Я поняла, что мы – семья.

— В театре продолжили проект «Театр у школьной доски» и запустили «Школу театрального блогера». Почему так важно работать с молодёжной аудиторией именно в таких образовательных форматах?

— Многого не расскажешь в самом спектакле. Кто-то считывает режиссёрские ходы, а кто-то нет. Кто-то терпеть не может Достоевского и не пойдёт на «Идиота». А послушав режиссёра, люди говорят: «Надо перечитывать!». Это помощь зрителю понять, что такое театр. У Артёма Терёхина, нашего главного режиссёра, это отлично получается — он образованный, умеет разговаривать с разной аудиторией. Он тщательно готовится, для него это тоже образовательный процесс. А формат разговора с режиссёром после спектакля — бесценен. Это говорит о том, что театр заставляет голову работать, переосмысливать. Для многих взрослых это единственная возможность получить такие «лекции» о литературе и искусстве.

— 2026 год — юбилейный, театру исполняется 105 лет. Уже известно о продолжении «Интуиции» — «Жил-был дом» от Хабенского и Цыпкина в постановке Терёхина. Можно ли сказать, что юбилейный сезон станет сезоном амбициозных проектов?

— Это точно амбициозный сезон. Мы сделаем юбилейный вечер. Я благодарна Артёму Терёхину, что он, не уходя в сторону только современной драматургии, берётся за Чехова — планирует ставить «Три сестры». К нам приедет на гастроли МХАТ с «Чайкой» Константина Хабенского. Но, наверное, самый приятный и амбициозный проект — нас пригласили на фестиваль Михалкова в Москву. Мы покажем три спектакля на площадке Театра мастерской Никиты Сергеевича. А ещё мы договорились с театром Вахтангова о показах на их сцене — это большая честь и подарок всему коллективу на юбилей. Министерство культуры края уже сделало нам роскошный подарок — новую одежду сцены взамен старой, которой было почти 20 лет.

— В юбилейный год имя Шукшина в названии театра звучит с новой силой. Как вы «разговариваете» с этим наследием сегодня?

— Мне кажется, Шукшин звучит современно всегда. У нас есть традиция — каждые пять лет ставить спектакль по его произведению. В прошлый юбилей был грандиозный проект, лаборатория, где создавали пьесы по мотивам жизни Василия Макаровича. Впереди — 100-летие Шукшина, указ о праздновании на всероссийском уровне уже подписан Президентом РФ. Мы обязательно поставим новый спектакль и проведём юбилейный фестиваль. Приятно, что Шукшина ставят всё чаще по всей стране, и молодые режиссёры находят в нём отклик. Это значит, что он современен. Я всегда вспоминаю историю: после одного эскиза по произведениям молодой человек сказал: «Я никогда не читал Шукшина и не знаю, кто это. Но теперь обязательно прочту и приду в театр». Ради этого стоит заморачиваться со всеми лабораториями и экспериментами.

— 105 лет театру — это огромная история. Как сделать так, чтобы в этом возрасте оставаться современным и необходимым зрителю? Каким вы увидели ответ на этот вопрос в 2025 году?

— Жить интересами зрителей. Слышать и слушать их. Сегодня зритель голосует ногами и говорит: «Молодцы, продолжайте». Значит, нужно держаться на этом уровне, ни в коем случае не занижать планку, а повышать. Я долго искала главного режиссёра, и после его прихода жизнь в театре забурлила с новой силой. Надеюсь, к 110-летию мы придём с новыми успехами. Главное – это люди. У нас работает команда театральных людей, которые болеют своим делом. Они делают всё, чтобы зрителям было комфортно, уютно и приятно с первого шага в театр. Всё начинается с вешалки. А когда красиво в фойе, в зале и на сцене – складывается общее впечатление. Мы видим это в отзывах. Наша задача — сохранить то, что есть, и двигаться вперёд.

— Какой вы хотите, чтобы через год звучала главная фраза в разговорах о вашем театре? «Там ставят звездные проекты», «Там говорят на важные темы» или «Там случаются неожиданные театральные события»?

— Мне понравилась фраза: «Там случаются неожиданные театральные события». Быть интересным и неожиданным – вот что важно. Когда знаешь, что будет, становится неинтересно. А когда приходишь и — «вау!» — это драгоценно. Нужно сохранять интригу, оставаться загадкой, даже будучи близким к зрителю. Вот, например, поставят сказку – а там открывается совсем другой актёр, которого ты и представить не мог в такой роли. Наши «драгоценные камни» — артисты — должны получать огранку и раскрываться. Я очень надеюсь, что этот процесс будет продолжаться.

другие новости